среда, 12 октября 2016 г.


Значение развития мелкой моторики рук для речи детей.


Учёными давно доказано, что развитие мелкой ручной моторики у детей важно для общего развития, так как в жизни ребёнку постоянно необходимы точные координированные навыки: красиво писать, застёгивать одежду, шнуровать ботинки, выполнять различные бытовые и прочие действия. Кроме того, речевые способности ребенка тоже зависят от развитости движения рук. Развитие мелкой моторики обеспечивает очень важные моменты в человеческом организме:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Ученые-нейропсихологи давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая познавательный интерес к речевой деятельности, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И большим подспорьем тут станет развитие мелкой моторики.

Отлично развивает мелкую ручную моторику так называемая «пальчиковая гимнастика». Хорошо, если родители будут проводить её со своим малышом ежедневно по 5-7 минут.

Что можно делать? Годится любой подручный материал: вместе с детьми можно раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры, нанизывать пуговицы на верёвочку, - получаются замечательные браслеты, «часы» и бусы. Обучение ребёнка бытовым навыкам - застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки, застёгивать «молнии» на одежде – всё это тоже способствует активному развитию ручной моторики. Сюда же подключаются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, паззлы, конструкторы лего. А уж рисовать и лепить с детьми – удовольствие не только для них, но и для взрослых!

Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты. Можно работать по шаблону, можно помогать ребёнку своей рукой, - главное – процесс!

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте. Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Мелкую моторику рук развивают:

• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

• Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

• Рисование карандашами (фломастерами, кистью) ;

• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

        Игры с крупами, песком, фасолью, - пересыпание, поиск предметов в мисочке с крупой, «песочные иллюстрации»,  - малышам очень нравится нетривиальное использование обычных предметов.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая или придумывая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий