суббота, 15 декабря 2012 г.

Анкетирование родителей

При подготовке к аттестации нашла в сети и переработала анкету для родителей детей, посещающих логопеда. По-моему, получилось довольно исчерпывающе, чётко, ёмко.


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

Значительную роль в комплексной работе логопеда и семьи ребенка, посещающего коррекционные занятия, может сыграть анкетирование родителей. Данная технология представляет собой строго определённый порядок, содержание и форму вопросов, чёткое указание вариантов ответа респондента. При помощи анкетирования можно выявить эффективность работы логопеда, его умение сотрудничать с родителями (законными представителями) ребенка, отметить те сферы работы, которые требуют более тщательной проработки. Отвечая на вопросы анкеты, родители поневоле будут задумываться о методах воспитания ребёнка, их целесообразности. Для специалиста же, помимо основной цели – проверки эффективности собственной коррекционной работы, -  будет важно выявить уровень сформированности родительской компетенции, стремления к сотрудничеству, степень мотивированности родителей и детей на занятия.

Ход обследования: родителям детей, посещающих логопедические занятия, выдаются листы-опросники. Поясняется, что из данных ответов на каждый вопрос необходимо выбрать наиболее точно отражающий взгляды респондента.  Особое внимание обращается на выбор вопроса 9 и 10 в зависимости от возраста ребенка.

Вопросы анкеты – в приложении 1.



После проведения анкетирования выявляются результаты. Целесообразно представить их в процентном соотношении.

После сбора данных (62 опрошенных) у меня получились такие результаты:

1.     Отношение к посещению ребёнком коррекционных занятий:

Варианты ответов:

 а) положительно – 61 человек (98,4%)
б) отрицательно, моему ребёнку не нужна специальная помощь – 0 чел. ( 0%)
в) положительно, но стесняюсь этого – 1 чел. (1,6%)


Выводы:  абсолютное большинство родителей положительно относятся к необходимости коррекционно-развивающих занятий. Более того, некоторые (10 человек) указали, что давно стремились к подобным занятиям, выразили благодарность за возможность их систематического проведения.

       2.   Понимание родителями необходимости исправления недостатков речи:

Варианты ответов:

а) потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и
личности ребёнка – 51 человек (82,25%)
б) потому что это некрасиво – 11 человек (17,74%)
в) считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, всё само пройдёт – 0 человек (0%).


Выводы:  большинство родителей правильно понимают опасность речевых нарушений для дальнейшей социализации ребёнка и развития его ВПФ.

      3.   Понимание родителями необходимости мотивации ребёнка к постоянным занятиям:

Варианты ответов:

а) да, иначе он не будет понимать смысл логопедических занятий, не будет стараться – 51 человек ( 82,25%)
б) просто заставляю его выполнять задания, правильно говорить – 11 человек (17,74%)
в) не считаю нужным это делать – 0 чел. (0%)


Выводы:  большинство родителей правильно понимают необходимость мотивирования ребёнка к занятиям, объясняют ему, чем чреваты нарушения речи.

     4.    Необходимость участия семьи в коррекции нарушений речи:

Варианты ответов:

а) да, только при объединении усилий логопеда и семьи можно добиться хороших результатов - 54 человека (87, 09%)
б) да, но у нас нет на это времени - 8 человек (12,9%)
в) да, но мы не знаем, что нужно делать – 0 человек (0%)
г) нет, это задача логопеда и учителя в школе (воспитателя в ДОУ) – 0 человек (0%)


Выводы:  большинство родителей убеждены в том, что только совместная работа логопеда и семьи способна дать ожидаемый результат. Некоторые родители признаются в том, что имеют недостаточно времени на качественную поддержку коррекционного процесса в домашних условиях, однако, находят возможности сопровождать своих детей на занятия и интересуются у логопеда, как лучше организовать помощь ребёнку дома.

     5.   Анкета показала, что, как правило, дома чаще всего занимаются с детьми мамы  - 44 человека (70,9 %) и бабушки – 16 человек (25%). Активно принимают участие в коррекции речи старшие дети в семье.


     6.   Исследовалось постоянство выполнения заданий учителя-логопеда. Вариант «всегда помогаем» выбран 50 тестируемыми (80,65%), «когда есть время» - 8 человек (12,9%), «когда есть желание» - 4 человека (6,45%). Варианты «когда захочет ребёнок» и «другое» не выбраны.


Выводы:  большинство родителей, несмотря на профессиональную занятость, всегда уделяют время для подготовки домашнего задания, заданного учителем-логопедом.

     7.   Изучался вопрос частоты обращений к учителю-логопеду за консультативной помощью. На  вопрос «Как часто вы обращаетесь к логопеду по вопросам обучения, воспитания и развития речи ребёнка?» были следующие варианты ответов:

а) постоянно – 62 человека (100%)
б) только в крайних случаях – 0 человек (0%)
в) очень редко, потому что стесняюсь - 0 человек (0%)
г) мне не нужны ничьи советы, я сам(а) всё знаю - 0 человек (0%).


Выводы:  100% родителей постоянно контактируют с логопедом, интересуются различными вопросами, касающимися коррекционно-развивающего обучения своего ребёнка, его развития и воспитания.

     8.   На вопрос «Как вы оцениваете работу логопеда» 62 человека ответили «положительно», что составляет 100%. Многие родители оставили благодарственные письма в адрес логопеда, разместили отзывы о её работе на владимирских сайтах (http://detki-33.ru/forum/16-233-2).


     9.   Родителям школьников был предложен вопрос: Улучшились ли успехи ребёнка на уроках русского языка и чтения (вопрос для родителей школьников).



Варианты ответов:

а)есть положительные сдвиги – 49 человек (79%)

б)сдвигов нет – 13 человек (20,9%)

в)успеваемость ухудшилась – 0 человек (0%).


Выводы:  следует отметить, что 13 детей, у которых не была отмечена родителями позитивная динамика усвоения Программы по русскому языку в начальной школе, поступили на занятия уже в конце текущего учебного года. У абсолютного большинства такая динамика, по мнению родителей, отслеживается.

     10.    Родители дошкольников на вопрос «Есть ли улучшения в звукопроизношении ребёнка, стал ли шире его словарный запас?» ответили следующим образом:

а)речь стала чёткой, развёрнутой, правильной – 59 человек (95%)

б)сдвигов нет – 3 человека (5%)

в)дикция и речь в целом ухудшились – 0 человек (0%).


Выводы:  трое детей с нейтральными результатами зачислены на занятия менее, чем за месяц до анкетирования. 95% родителей отмечают значительные сдвиги в развитии речи своих детей.

     11. Выявлялось, как учитель-логопед вызывает у обучающихся положительную мотивацию к своим занятиям. На вопрос «С каким настроением ребёнок обычно идёт на занятия к логопеду?» были даны следующие ответы:

а)с позитивом, активно настроен на работу – 53 человека (85,48%)

б)не выказывает особых эмоций – 9 человек (14,5 %)

в)с неохотой, стремится пропустить занятия – 0 человек (0%).


Выводы: значительно большинство родителей отметили положительную мотивацию к занятиям у детей. Несмотря на занятость и загруженность школьников, они довольно охотно идут на занятия, с интересом рассказывают о них дома.

     Таким образом, анкетирование показало высокую заинтересованность родителей и детей в логопедических занятиях, позитивный настрой всех сторон коррекционно-развивающего процесса, положительную динамику коррекционной работы. Родители охотно сотрудничают с логопедом, получают постоянные консультации, выказывают свою благодарность за работу Центра в целом.

______________________________________________________________-

В подготовке материала анкеты использовался материал с сайта http://smol.chudoforum.ru/t262-topic



Приложение 1.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Данное анкетирование проводится с целью узнать ваше отношение к логопедической работе с детьми, ваше мнение о работе логопеда. Это поможет нам в дальнейшем строить процесс обучения с учётом ваших замечаний, предложений и пожеланий.
Отвечая на вопросы с несколькими вариантами ответа, вы можете выбрать один из предложенных вариантов или указать свой. Пожалуйста, отвечайте на вопросы как можно более полно и правдиво. 


 Фамилия, инициалы (указывать по желанию)___________________________________­­­­­­­­­



АНКЕТА-ОПРОСНИК:

1. Как вы относитесь к тому, что ребенок посещает коррекционные занятия с логопедом?

а) положительно
б) отрицательно, моему ребёнку не нужна специальная помощь
в) положительно, но стесняюсь этого

2. Почему вы считаете, что ребенку необходимо корректировать речь?

а) потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и
личности ребёнка
б) потому что это некрасиво

3. Вы объясняете ребенку, для чего он посещает занятия с логопедом?

а) да, иначе он не будет понимать смысл логопедических занятий, не будет стараться
б) просто заставляю его выполнять задания, правильно говорить
в) не считаю нужным это делать

.4. Должны ли родители помогать ребенку выполнять задания логопеда?

а) да, только при объединении усилий логопеда и семьи можно добиться хороших результатов
б) да, но у нас нет на это времени
в) да, но мы не знаем, что нужно делать
г) нет, это задача логопеда и учителя в школе (воспитателя в ДОУ)

5. Кто чаще всего занимается с ребенком подготовкой домашних заданий:

а) мама
б) папа
в) старшие родственники (бабушка, дедушка) (нужное подчеркнуть)

г) старшие братья или сестры

д) ребенок справляется самостоятельно



6. Как часто в семье ребенку помогают выполнять домашние задания?

а) всегда помогаем
б) когда есть время
в) когда есть желание

г) когда захочет ребенок

д) другой вариант (пояснить)



7. Как часто вы обращаетесь к логопеду по вопросам обучения, воспитания и развития речи ребёнка?

а) постоянно, практически на каждом занятии
б) только в крайних случаях
в) очень редко, потому что стесняюсь
г) мне не нужны ничьи советы, я сам(а) всё знаю



8. Как вы оцениваете работу логопеда

а) положительно, от занятий есть эффект
б) отрицательно, это только навредило ребенку
в) нейтрально, эффекта не наблюдалось



9. Улучшились ли успехи ребёнка на уроках русского языка и чтения? (вопрос для родителей школьников).

а)есть положительные сдвиги

б)сдвигов нет

в)успеваемость ухудшилась



10. Есть ли улучшения в звукопроизношении ребёнка, стал ли шире его словарный запас? (вопрос для родителей дошкольников)

а)речь стала чёткой, развёрнутой, правильной

б)сдвигов нет

в)дикция и речь в целом ухудшились



11. С каким настроением ребёнок обычно идёт на занятия к логопеду?

а)с позитивом, активно настроен на работу

б)не выказывает особых эмоций

в)с неохотой, стремится пропустить занятия



СПАСИБО! НАДЕЕМСЯ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!

Комментариев нет:

Отправить комментарий