Трудности чтения: дислексия у ребенка
Очень часто на приём к
логопеду приходят родители, переживающие за своих детей , и заявляют:
«Моему ребёнку уже 6 лет, а он до сих пор не может запомнить буквы,
слоги-то еле-еле читает, — наверное, у него дислексия!» Однако этот
диагноз встречается значительно реже, чем о нем принято говорить.
Опаснее ситуация, когда взрослые не осознают проблему ребенка,
страдающего дислексией, записывая его в «тупицы», «бестолочи», и упорно
пытаясь стандартными методами научить его делать то, что он не может
делать по объективным причинам: качественно читать и понимать
прочитанное. Так, что знать, что такое дислексия, как ее распознать, как
компенсировать и когда надо обращаться за помощью к специалистам никому
не помешает.
Дислексия – это частичное специфическое
нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания,
узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов — в слова, что приводит к
неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Кроме того,
дислексия проявляется в непонимании прочитанного. Ребенок не может
правильно прочитать слово, связать букву со звуком, не понимает текст,
который он прочитал.
Не нужно спешить с выводами: понятие
нормы довольно широко трактуется и в педагогике, и в психологии. Те
трудности, которые потом окажутся непреодолимыми, в норме часто
обязательно встречаются на самых первых этапах обучения чтению.
В 5-6 лет многие дети пишут зеркально и
путают буквы. И как бы взрослые ни пытались форсировать события, до 6
лет ребенок имеет полное право не уметь читать. Для того, чтобы он читал
без ошибок, должны созреть определенные структуры головного мозга. Это
происходит в определенном возрасте – обычно ближе к 7 годам. Потому у
детей, которых учили читать с 1,5 лет, к 6,5 годам будут те же
результаты, что и у малышей, впервые открывших букварь в 6 лет. Если
4-хлетний карапуз, у которого в соответствии с возрастом развита речь и
все в порядке с фонематическим слухом (то есть со способностью
распознавать на слух звуки речи), не может соединить слоги в слова,
наберитесь терпения. Пройдет года полтора-два, ребенок немного
повзрослеет, и все у него получится.
Когда же специалисты выявляют у малыша
снижение фонематического слуха или общее недоразвитие речи, срочно
начинайте работать над устранением этих проблем. Такие дети входят в
группу риска по развитию дислексии. Родителям также следует обратить
особое внимание на формирование навыков чтения и письма и в том случае,
если до 3,5 лет ребенку ставили диагноз «задержка речевого развития».
И еще одно немаловажное замечание.
Дислексия не болезнь, жить с ней можно. Окончив школу, повзрослевший
ребенок найдет способ, как обойти проблему. В конце концов ничто не
помешает ему выбрать профессию, напрямую не связанную с чтением и
письмом. А информацию спокойно можно получать и обрабатывать из
телепередач, слушая радио или аудиокниги, используя диктофон или
компьютер. Тем не менее показать ребенка, испытывающего непреодолимые
трудности при чтении, специалисту необходимо. Занятия с профессионалами
помогут если не окончательно избавиться от нарушения, то хотя бы снизить
остроту проблемы. И в любом случае они будут очень полезны для ребенка.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ДИСЛЕКСИЯ?
Нейропсихологи говорят о нарушении связей
между теми отделами головного мозга, которые воспринимают зрительную
информацию, и теми, которые ее обрабатывают, распознают и наполняют
осмысленным словесным содержанием. В таком случае зрительный образ не
ассоциируется со словом.
Специалисты подчеркивают, что это не
болезнь, а особенности развития, формирования мозговых структур и работы
головного мозга, которые возникают с момента рождения. Их причиной
могут стать острая нехватка кислорода в момент родов у младенца, травмы и
микротравмы шейного отдела позвоночника, генетические нарушения, любые
заболевания, которые ребенок тяжело переносит. Все эти обстоятельства
повышают риск развития дислексии (так же, как и многих других речевых и
неречевых трудностей), но совсем не обязательно приводят к ней.
Травмы и микротравмы шейного отдела
позвоночника приводят к хроническому кислородному голоданию нервных
структур, которые из-за этого неправильно формируются. Что до
генетических нарушений, то здесь информации меньше. Есть риск передачи
дислексии по наследству, но сам механизм передачи еще недостаточно
изучен. В некоторых семьях дислексия прослеживается на протяжении
нескольких поколений. С другой стороны, довольно часто дети с таким
нарушением не имеют родственников-дислексиков. В группу риска по
развитию этого нарушения попадают также малыши, которые тяжело перенесли
грипп, коклюш, любую простуду.
НЕ ТОРОПИТЕ СОБЫТИЯ
Ребенок, только-только осваивающий
чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать
прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная
система. Мы же предъявляем к речи 3-хлетнего малыша те же требования,
что и к речи 5-летнего карапуза.
До каких пор ждать? Вы сильно удивитесь,
но специалисты советуют, если у ребенка нет других нарушений (в порядке
фонематический слух, он четко произносит звуки, его речь развита в
соответствии с возрастом) не делать поспешных выводов до завершения
первого полугодия обучения в первом классе. Образовательная программа
большинства школ предполагает, что к этому времени ребенок должен знать
практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если он
в сентябре еще не знал буквы и не умел читать и писать. И – внимание! –
только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать,
знать все буквы и понимать прочитанное.
Если же у малыша есть проблемы с речевым
развитием, фонематическим слухом, не мешкая, начинайте от них
избавляться. Промедление чревато нарушениями письменной речи.
Также стоит обратить внимание и на умение
дошкольника ориентироваться в окружающем его пространстве. Риск
развития дислексии довольно высок, если 5-6-летний ребенок плохо
понимает, где правая, а где левая сторона, плохо запоминает дорогу, у
него проблемы со зрительной памятью, с концентрацией и управлением своим
вниманием. Например, он не может запомнить и выполнить простейшие
инструкции. Довольно часто такие дети потом путают буквы и не в
состоянии понять прочитанное и запомнить его. Они не могут связать
прочитанное с тем образом, которые стоит за словом, и по этой причине не
воспринимают письменную речь. Для того, чтобы проверить состояние
умения ориентироваться в пространстве, выполните с ребёнком простое
задание: нарисуйте на листе бумаги в клетку кружок и попросите ребёнка
продолжить: «Какую фигуру ты видишь? А теперь слева от кружка нарисуй
треугольник, а справа – квадрат. Левее треугольника нарисуй кружок,
чтобы он был меньше уже имеющегося. Между маленьким кружком и
треугольником нарисуй линию. Над квадратом нарисуй овал». По успешности
выполнения задания станет ясно, в полной ли мере ваш ребёнок
ориентируется в пространстве и на листе бумаги.
К КОМУ ИДТИ, ЗАПОДОЗРИВ ДИСЛЕКСИЮ?
Конечно, первое, что порекомендует
учитель, если ребенок никак не может освоить чтение, это
проконсультироваться у логопеда. Не пренебрегайте этим советом. Логопед
подробно расспросит маму об особенностях развития ребенка, чтобы понять,
какие еще трудности, кроме чтения, он может испытывать. Трудно ли ему
ориентироваться в пространстве, легко ли он запоминает стихи, как
общается со сверстниками, может ли контролировать свои эмоции?
Поинтересуется, у каких докторов ребенок наблюдался и как его лечили.
Чтобы поставить правильный диагноз, надо учесть много факторов.
Окончательный же диагноз можно поставить только в том случае, если у
ребенка уже есть навык чтения и письма.
При подозрении на дислексию логопед
порекомендует проконсультироваться у невролога и нейропсихолога. Если
невролог не обнаружит серьезных неврологических нарушений, с ребенком
будут работать и заниматься логопед и нейропсихолог.
Логопед, чтобы проверить, соответствует
ли навык чтения и письма возрасту, предложит тестовые задания и начнет
разбираться в причинах. Возможно, ребенку трудно сконцентрировать
внимание, у него плохая память, а может быть, это последствия задержки
речевого развития.
КАК КОМПЕНСИРОВАТЬ ДИСЛЕКСИЮ
С ребенком, у которого обнаружена
дислексия, в идеале параллельно должны заниматься два специалиста –
нейропсихолог и логопед. Курс коррекционных занятий может быть очень
разным по времени. Даются и домашние задания.
Очень полезны для дислексиков любые игры с
мячом. Они помогают тренировать зрительно-моторную реакцию,
координировать движения и постепенно ребенок приучается самостоятельно
действовать по определенным правилам, запоминает их последовательность и
контролирует свои движения. Перед нейропсихологом стоит задача
добиться, чтобы ребенок мог более-менее самостоятельно выполнять сложные
инструкции. Скажем, для 6-летнего ребенка сложными будут инструкция, в
которую включены 3 последовательных действия, или выполнение действия,
которое предполагает 2 или 3 ограничения, без подсказок со стороны
взрослого.
Логопеду надо соединить звук и букву,
научить ребенка соединять буквы в слова и делить слово на отдельные
буквы и звуки. Так что на занятиях с логопедом ребенок будет
отрабатывать написание букв и учиться правильно произносить звуки,
отличать их один от другого. Много времени будет посвящено слиянию букв в
слоги. Проблема считается решенной, когда ребенок «догоняет» возрастную
норму. Он выучил алфавит, читает, понимает прочитанное, научился
писать.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА С ДИСЛЕКСИЕЙ
Дислексикам полезно играть в классики,
выполнять развороты по команде и составлять планы. Собираетесь в
магазин? Попросите ребенка проговорить, а потом на бумаге нарисовать
схему движения. Вы вышли из подъезда – куда затем идти? Направо? Налево?
Прямо? Какие ориентиры можно выбрать, чтобы не сбиться с пути?
Попросите ребенка найти спрятанную в
квартире вещь по нарисованной схеме. Можно сделать и по-другому:
руководствуясь схемой, ребенок доходит до определенного пункта и находит
там записку-указание, куда идти дальше: повернуть налево и сделать 3
шага, потом – направо и сделать 2 шага и т.д.
Сформировать у ребенка представления о
последовательности действий, чтобы он понимал, что было сначала, что –
потом, помогает составление планов на сегодня или на завтра. Вечером
попросите его вспомнить, что он последовательно делал в течение дня, что
удалось сделать, что – нет, как он справился с заданиями, наметьте и
обсудите план действий на следующий день.
Пока школьник преодолевает трудности,
поговорите с учителем, объясните ему проблему и попросите по возможности
дополнительно проговаривать задания устно, предлагать ребенку с
дислексией схемы, сделать обучение более наглядным и меньше опираться на
текст.
ДОМАШНИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ДИСЛЕКСИИ
С ребенком, испытывающим трудности при чтении, полезно отрабатывать следующие упражнения.
Попросите четко прочитать слоги: «ам, ат,
ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. Распределите их по
столбикам, попросите прочитать столбик сверху вниз, затем снизу вверх и
т.д. Или четко и ясно читать слоги парами – «ар-ра», «ул – лу», «кро –
орк» и т.д.
Попросите ребенка закрыть глаза, возьмите его ладонь и нарисуйте на ней букву. Ребенок должен ее «опознать».
Привлеките ребенка к «творческому»
созданию букв: предложите дописать букву по пунктирным линиям,
переделать ее, переставив элементы: «Что нужно сделать, чтобы из Л
получилась И? Из Щ – Ц, из П – Г?»
Выложите перед ребенком ряд из 3-4 букв и
попросите запомнить их последовательность. Ребенок закрывает глаза, а
вы одну букву убираете или меняете буквы местами, или добавляете еще
одну букву. Ребенок должен сказать, что изменилось, и воспроизвести
первоначальный вариант. Можно выкладывать короткие слова, затем
переставлять их местами, «терять» буквы из слова и просить ребенка слово
восстановить.
Положите перед ребенком карточки со
слогами, например: «ЛА, МА, КУ, ДА», попросите назвать лишний слог и
объяснить свой выбор. В данном случае это «КУ», так как остальные слоги с
гласной А.
Положите перед ребенком карточки со
слогами, например: «ТА, НА, РА, СА». Произнесите слово, не договаривая
последний слог. Ребенок должен найти и прочитать конец слова. Например,
«воро-ТА, ро-СА, кварти-РА».
Из перепутанных слогов попросите составить слово: КА-МУ (МУ-КА).
Преодолеть дислексию можно. Но для этого
нужно прикладывать большие усилия и сотрудничать с педагогом, логопедом,
нейропсихологом. Только совместными усилиями можно добиться хороших
результатов и предотвратить возвращение этого нарушения в подростковом
возрасте, когда ученику придётся работать с большими текстами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий