понедельник, 28 сентября 2020 г.

Почему ребенок ДОЛЖЕН заговорить к двум годам?



Эта статья – очередной крик души. Она посвящена тем родителям, которые уверены, что их ребенок ничего и никому не должен, -  все дети разные, нормы не существует.

Норма существует. Если у ребенка воспалился аппендикс, ни одна мама не скажет, что это – индивидуальная особенность её малыша, и что аппендикс ни у кого не занимал, - волен  быть таким, каким хочет.

Совсем иначе те же люди рассуждают по речь.



Однако, речь – это функция мозга. Определенные мозговые структуры созревают в определенные сроки,  и неврологические критерии (т.е. то, что  упоминают неврологи, психиатры, дефектологи и логопеды, когда говорят, что ребенок должен заговорить к двум годам) - это конкретные этапы развития  мозга.
.
Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок, – ребенок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают, что это не «уникальность», и что если рядом с их чадом будет бегать футбольная команда, то это никак глобально не скажется на умении ребёнка. Но вот утверждения родителей о том, что «в садик отдадим – разговорится, там же другие дети говорят уже, вот с них и возьмет пример!» приходится слышать очень и очень часто.

Если ребенок не говорит в 2 года, значит, у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том, что «заговорил в 5 лет и стал президентом» - это только упускать время реабилитации.



Речь – это работа двух отделов коры головного мозга, -  зоны Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зоны Вернике (сенсорная функция – понимание речи),  в норме  эти отделы  активизируются до 2 лет, и если у ребенка в 2 года нет фразовой речи,  значит у него имеется дисфункция речевых зон мозга, или, возможно, наличествует  более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать.

Проблемы с отсутствие речи (алалией) имеются у каждого  68-го ребенка. Это примерно 1,5 % всего населения. И это очень много. Те, кто утверждает, что «в школу никто ещё неговорящим не пошёл», - врут. Не намеренно, но по незнанию. Они просто не видели, сколько безречевых детей вокруг. Кричащих, мычащих, или не произносящих никаких звуков. И это очень страшно.

Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет, если ребенка привели к неврологу и дефектологу в 2-2,5 года, то шанс того, что он выйдет в норму, очень высокий, а если к специалистам ребенок попал в 4-5 лет - то на развитие и коррекцию уже осталось всего лишь год-два, и за это время можно только улучшить  состояние речи малыша, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении.

Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели в рассказах и городских легендах о том, как  "а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо" - это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии - педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме).

В любом случае, на выходе - состоянии 7 лет, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают неврологические диагнозы, а так же  дисграфию и дислексию - нарушение процессов чтения и письма. Исправить эти состояния можно… Но не каждый будет готов к тому, что к логопеду придется ходить теперь несколько лет, - процесс коррекции будет медленным, неустойчивым, постепенным. Почему? Потому что сензитивный (благоприятный) период для развития (а иногда и «запуска» речи) давным-давно остался, увы, в прошлом.



Статья подготовлена на основе материалов сайта Центр Детской Нейропсихологии BrainKid

Комментариев нет:

Отправить комментарий